starmaugli (
starmaugli) wrote2007-03-10 08:55 am
![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)
Козьма Индикоплов
Странное дело, берусь я читать маленькую книжечку Марты Кетро или толстенный том Грэма Хэнкока на скорость моего чтения это почти не влияет. И ту и другую книжку я усвою примерно за одинаковый срок. Если раньше во времена бесколесные с учетом передвижения на общественном транспорте мне хватило бы недели на книгу, то последние два года мне на книгу требуется уже месяц. Сейчас мне (стараниями Стаськи) попалась удивительная книга А.В. Ткачева «Боги и демоны "Слова о полку Игореве». Богатый материал популярно изложенный лег на подготовленную Гумилёвым, Хэнкоком, Фарлонгом к сходным размышлениям душу.
Но этот пост я пишу ко вниманию участников и читателей сообщества ru_ace. Буквально на первых страницах автор знакомит нас с Козьмой Индикопловом. Впрочем, предоставлю слово автору:
«Христианская топография Козьмы Индикоплова» была издана в Москве, в 1916 году, в виде академического исследования греческих и русских архивных списков знаменитого труда; исследование принадлежало перу профессора Е.К. Редина. Очень жаль, что эта книга, ставшая столь редкой, что сегодня ее не найти в фондах даже крупных научных библиотек, с тех пор не переиздавалась.
Помню, как еще в школе на уроках истории и астрономии нас пугали Козьмой Индикопловом как образцовым средневековым мракобесом и «умсмыслопогасом». Разумеется, самого мракобеса в советское время не читали ни учителя, ни ученики, ругавшие Козьму с должным остервенением. Когда же довелось, наконец, прочесть его «Топографию», я был воистину покорен его талантом. Стало понятно, почему у «Христианской топографии» почти полторы тысячи лет не было соперников по популярности и почему российские иконописцы, нарушая канон, нередко помещали изображение Козьмы на свои иконы, хотя Индикоплов и не причислен церковью к лику святых. Козьма был воистину гениальным популяризатором Библии, от его повествования невозможно оторваться. «Эта популярность, конечно, обуславливается удовлетворением сочинением той потребности, которая присуща человеку - знать прошлое, знать сущность вещей, найти ответы на вопросы, так напрашивающиеся о мире, мироздании, - подчеркивал Е.К. Редин в комментарии. - И действительно, все, чем живет народная мысль, устремляя свой высокий полет к разрешению вопросов о мироздании, о вселенной и земле, о звездах, морях, птицах и животных, о прошлом человечества, о первых днях творения, - все составляет предмет сочинения Козьмы Индикоплова. Воззрения Козьмы имеют более чем полуторатысячелетнюю историю, они поколеблены современной наукой, но многое в народной жизни, его миросозерцание остается жизненным и теперь. Для наших предков сочинения Козьмы заменяло и комментарии Священного Писания, и космографию, и естественную историю, и историю политическую и культурную; оно служило для них, можно сказать, своего рода энциклопедией, при этом наглядно, ясно поясненной в главнейших частях специально приспособленными для нее иллюстрациями. Оттого, полагаем, так и велика была его популярность у нас на Руси, бедной наукой, распространением научных знаний не только народной среде, но и в среднеграммотных кругах. В своей популярности оно конкурировало с другими сочинениями, отвечающими на те же запросы и отчасти того же содержания, как «Шестодневы» Василия Великого, Иоанна экзарха Болгарского, Севериана Гавальского, «Похвала Богу» премудрого Георгия Писиды, палея, хронографы и др.»
Еще в XVII века русский книжник с полным доверием читал Козьму Индикоплова, написавшего свое сочинение в VI веке, и только Петровская эпоха, поставившая на службу образования достижения светской европейской науки, оттеснила «Христианскую топографию» из первого ряда во второй.
Не разделяя, естественно, отошедших к истории воззрений Козьмы Индикоплова в их существе, я не мог не отдать должного как бы самоочевидной логичности его теорий, вытекающих из воззрений здравого житейского ума, присущего Козьме, хотя он и непрестанно апеллирует к авторитету Священного Писания. Но как это талантливо делалось! Например, библейская Книга Бытие содержит особую мотивировку, поясняющую, почему разные народы решили вдруг возвести Вавилонскую башню: «И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес; и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли». Библейский мотив очень внятен – гордыня человеческая и желание прославиться («сделаем себе имя»). Козьма Индикоплов в своем переложении выдвигает оригинальную трактовку, гораздо более логичную: «Подвинувшись немного за прежние пределы, люди нашли равнину в земле Сенаар и, употребляя все один язык, согласно между собой рассуждали говоря: «Бывших до нас людей Бог уничтожил потопом, если он решит опять рассердиться на нас и погубить нас потопом, то мы все погибнем, давайте делать кирпичи и будем их обжигать огнем для того, чтобы они противодействовали воде, и, соединяя их при помощи асфальта, построим высокую башню, вершина которой будет доходить до неба, для того, чтобы, охраняя себя от потопа, спастись бы в этой башне…» Изменение мотива Козьмой Индикопловом с точки зрения житейской логики совершенно оправдано: что, как не страх перед новой гибелью от нового потопа, способен был в наибольшей мере побудить народы дерзновенной мысли спастись от карающей десницы Господа и сплотить их, подвигнув на небывалый титанический труд? Этого нет в Книге Бытие, но этому объяснению веришь сильнее, чем библейскому тексту. Козьма украшает свое повествование и другими апокрифическими подробностями: как Бог наводит сначала ветер – и одни из строителей были сброшены с башни, другие же – от близости к солнцу – были им сожигаемы, третьи же были помрачаемы в уме высотой. Старый моряк, а Козьма хаживал морем в Индию, отчего и получил прозвище Индикоплов – «плаватель в Индию», знал толк в драматических подробностях! Его талант рассказчика наверняка был отшлифован нескончаемыми историями о диковинных дальних странах изаморских чудесах. При том же, «уточняя» Священное Писание и приближая его к пониманию своих слушателей, Козьма нисколько не беспокоится, что объективно его «уточнения» идут вразрез с догмой и буквой Библии, за авторитет и непререкаемость которой он столь рьяно сражался с «невеждами».
Да, но имеют ли эти подробности какое-либо отношение к Трояновой проблеме с "Слове о полку Игореве"? Что нам Козьма при всех его талантах?.. Сейчас все начнет проясняться и ответ не заставит себя ждать.
Для тех кого статья заинтересовала вот еще букет ссылочек в яндексе: http://www.yandex.ru/yandsearch?stype=www&nl=0&text=%CA%EE%E7%FC%EC%E0+%C8%ED%E4%E8%EA%EE%EF%EB%EE%E2
По поводу же хождения Козьмы в Индию существуют разные мнения (был он там или не был), но у меня была стойкое гордое за Русь-матушку чувство, что кроме Афанасия Никитина никто туда, за три моря, и не хаживал. Теперь же создается впечатление, что это была не далекая загадочная страна, а какой-то проходной двор (или скажем туристический курорт на вроде современной нам Турции). И люди о ней прекрасно были осведомлены. Иначе бы и прозвища такого не придумали.
Почему я адресовал эту статью в первую очередь участникам и читателям ru_ace? По-моему эта блестящая личность вполне могла бы участвовать в патронаже сообщества наряду с Ганешей и Н.Е. Фоменко. Так же на его утерянные труды можно ссылаться в исторических и религиозных статьях. ;)
Помнится, меня в школе учили, что Козьма Прутков это искаженное Кузьма (потому как такого имени – Козьма в святцах нету). Впрочем, уровень образованности нынешних учителей школ уже не раз обсуждался в ЖЖ. Мне же кажется, образованные графья прекрасно знали о существовании другого Козьмы.
Но этот пост я пишу ко вниманию участников и читателей сообщества ru_ace. Буквально на первых страницах автор знакомит нас с Козьмой Индикопловом. Впрочем, предоставлю слово автору:
«Христианская топография Козьмы Индикоплова» была издана в Москве, в 1916 году, в виде академического исследования греческих и русских архивных списков знаменитого труда; исследование принадлежало перу профессора Е.К. Редина. Очень жаль, что эта книга, ставшая столь редкой, что сегодня ее не найти в фондах даже крупных научных библиотек, с тех пор не переиздавалась.
Помню, как еще в школе на уроках истории и астрономии нас пугали Козьмой Индикопловом как образцовым средневековым мракобесом и «умсмыслопогасом». Разумеется, самого мракобеса в советское время не читали ни учителя, ни ученики, ругавшие Козьму с должным остервенением. Когда же довелось, наконец, прочесть его «Топографию», я был воистину покорен его талантом. Стало понятно, почему у «Христианской топографии» почти полторы тысячи лет не было соперников по популярности и почему российские иконописцы, нарушая канон, нередко помещали изображение Козьмы на свои иконы, хотя Индикоплов и не причислен церковью к лику святых. Козьма был воистину гениальным популяризатором Библии, от его повествования невозможно оторваться. «Эта популярность, конечно, обуславливается удовлетворением сочинением той потребности, которая присуща человеку - знать прошлое, знать сущность вещей, найти ответы на вопросы, так напрашивающиеся о мире, мироздании, - подчеркивал Е.К. Редин в комментарии. - И действительно, все, чем живет народная мысль, устремляя свой высокий полет к разрешению вопросов о мироздании, о вселенной и земле, о звездах, морях, птицах и животных, о прошлом человечества, о первых днях творения, - все составляет предмет сочинения Козьмы Индикоплова. Воззрения Козьмы имеют более чем полуторатысячелетнюю историю, они поколеблены современной наукой, но многое в народной жизни, его миросозерцание остается жизненным и теперь. Для наших предков сочинения Козьмы заменяло и комментарии Священного Писания, и космографию, и естественную историю, и историю политическую и культурную; оно служило для них, можно сказать, своего рода энциклопедией, при этом наглядно, ясно поясненной в главнейших частях специально приспособленными для нее иллюстрациями. Оттого, полагаем, так и велика была его популярность у нас на Руси, бедной наукой, распространением научных знаний не только народной среде, но и в среднеграммотных кругах. В своей популярности оно конкурировало с другими сочинениями, отвечающими на те же запросы и отчасти того же содержания, как «Шестодневы» Василия Великого, Иоанна экзарха Болгарского, Севериана Гавальского, «Похвала Богу» премудрого Георгия Писиды, палея, хронографы и др.»
Еще в XVII века русский книжник с полным доверием читал Козьму Индикоплова, написавшего свое сочинение в VI веке, и только Петровская эпоха, поставившая на службу образования достижения светской европейской науки, оттеснила «Христианскую топографию» из первого ряда во второй.
Не разделяя, естественно, отошедших к истории воззрений Козьмы Индикоплова в их существе, я не мог не отдать должного как бы самоочевидной логичности его теорий, вытекающих из воззрений здравого житейского ума, присущего Козьме, хотя он и непрестанно апеллирует к авторитету Священного Писания. Но как это талантливо делалось! Например, библейская Книга Бытие содержит особую мотивировку, поясняющую, почему разные народы решили вдруг возвести Вавилонскую башню: «И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес; и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли». Библейский мотив очень внятен – гордыня человеческая и желание прославиться («сделаем себе имя»). Козьма Индикоплов в своем переложении выдвигает оригинальную трактовку, гораздо более логичную: «Подвинувшись немного за прежние пределы, люди нашли равнину в земле Сенаар и, употребляя все один язык, согласно между собой рассуждали говоря: «Бывших до нас людей Бог уничтожил потопом, если он решит опять рассердиться на нас и погубить нас потопом, то мы все погибнем, давайте делать кирпичи и будем их обжигать огнем для того, чтобы они противодействовали воде, и, соединяя их при помощи асфальта, построим высокую башню, вершина которой будет доходить до неба, для того, чтобы, охраняя себя от потопа, спастись бы в этой башне…» Изменение мотива Козьмой Индикопловом с точки зрения житейской логики совершенно оправдано: что, как не страх перед новой гибелью от нового потопа, способен был в наибольшей мере побудить народы дерзновенной мысли спастись от карающей десницы Господа и сплотить их, подвигнув на небывалый титанический труд? Этого нет в Книге Бытие, но этому объяснению веришь сильнее, чем библейскому тексту. Козьма украшает свое повествование и другими апокрифическими подробностями: как Бог наводит сначала ветер – и одни из строителей были сброшены с башни, другие же – от близости к солнцу – были им сожигаемы, третьи же были помрачаемы в уме высотой. Старый моряк, а Козьма хаживал морем в Индию, отчего и получил прозвище Индикоплов – «плаватель в Индию», знал толк в драматических подробностях! Его талант рассказчика наверняка был отшлифован нескончаемыми историями о диковинных дальних странах изаморских чудесах. При том же, «уточняя» Священное Писание и приближая его к пониманию своих слушателей, Козьма нисколько не беспокоится, что объективно его «уточнения» идут вразрез с догмой и буквой Библии, за авторитет и непререкаемость которой он столь рьяно сражался с «невеждами».
Да, но имеют ли эти подробности какое-либо отношение к Трояновой проблеме с "Слове о полку Игореве"? Что нам Козьма при всех его талантах?.. Сейчас все начнет проясняться и ответ не заставит себя ждать.
Для тех кого статья заинтересовала вот еще букет ссылочек в яндексе: http://www.yandex.ru/yandsearch?stype=www&nl=0&text=%CA%EE%E7%FC%EC%E0+%C8%ED%E4%E8%EA%EE%EF%EB%EE%E2
По поводу же хождения Козьмы в Индию существуют разные мнения (был он там или не был), но у меня была стойкое гордое за Русь-матушку чувство, что кроме Афанасия Никитина никто туда, за три моря, и не хаживал. Теперь же создается впечатление, что это была не далекая загадочная страна, а какой-то проходной двор (или скажем туристический курорт на вроде современной нам Турции). И люди о ней прекрасно были осведомлены. Иначе бы и прозвища такого не придумали.
Почему я адресовал эту статью в первую очередь участникам и читателям ru_ace? По-моему эта блестящая личность вполне могла бы участвовать в патронаже сообщества наряду с Ганешей и Н.Е. Фоменко. Так же на его утерянные труды можно ссылаться в исторических и религиозных статьях. ;)
Помнится, меня в школе учили, что Козьма Прутков это искаженное Кузьма (потому как такого имени – Козьма в святцах нету). Впрочем, уровень образованности нынешних учителей школ уже не раз обсуждался в ЖЖ. Мне же кажется, образованные графья прекрасно знали о существовании другого Козьмы.
no subject
Спасибо!
И где ты таких колоритных личностей откапываешь? ;)
no subject
Сама книга про другое (как видно из названия), но не менее интересное, и написано тем же великолепным языком. И с бездной фактологическего материала о космографии, религии, людях.
no subject
Проникся. :))
Одна карта мира чего стоит.... :)
no subject
точно героем надо быть. :)
no subject
Если бы не недруги, теоретическая вероятность добрести таким образом до истинной родины слонов и махараджей, вовсе не нулевая... :)